Зенитар 0.95/50 © Швабе

Позвольте поделиться с вами некоторыми мыслями о том, почему сверхсветосильный объектив может стать незаменимым инструментом в руках творческого фотографа. Речь пойдет об объективе с относительным отверстием f/0.95.

Представьте себе съемку в условиях низкой освещенности. Вам нужно передать атмосферу таинственности и интриги, но ваши снимки выходят темными и нечеткими. Вот тут-то и приходит на помощь сверхсветосильный объектив. Он как волшебный ключ, открывающий дверь в мир, полный света. Благодаря своему большому относительному отверстию, этот объектив пропускает больше света, позволяя вам создавать яркие и качественные снимки даже в самых сложных условиях освещения.

Или возьмите портретную съемку. Вы хотите сфокусироваться на лице модели, оставив фон приятно размытым, чтобы подчеркнуть ее индивидуальность. Сверхсветосильный объектив обеспечивает очень малую глубину резкости, что позволяет создавать такой эффект. Это идеальный инструмент для создания портретов, которые выделяются своей уникальностью и художественностью.

Однако стоит помнить, что объективы с большим относительным отверстием обычно дороже и тяжелее. Поэтому при выборе объектива всегда стоит учитывать баланс между его светосилой, весом, ценой и теми условиями съемки, в которых вы планируете его использовать. 

Но если вы ищете инструмент, который поможет вам раскрыть свой творческий потенциал, создать уникальные и запоминающиеся снимки, то Зенитар 0,95/50 станет вашим надежным спутником в этом путешествии. Этот объектив позволит вам играть со светом и фокусом, создавая поразительные эффекты и подчеркивая детали, которые могут остаться незамеченными при использовании менее светосильных объективов.

Я протестировал объектив Зенитар 0,95/50, разработанный и произведенный на Красногорском механическом заводе. Это новый объектив, поступивший в продажу в марте 2019 года.


Зенитар 0,95/50: Мощный инструмент для творчества с ручной фокусировкой

Объектив Зенитар 0,95/50 представляет собой полнокадровый объектив с ручной фокусировкой, совместимый с байонетом Sony E-mount. Я использовал этот объектив на камере Sony a7 II, где он демонстрировал отличную работу. Однако, для достижения стабильности необходимо переключить камеру в режим steadyshot или story short. Объектив, к сожалению, не передает информацию о диафрагме и серийном номере на электронику камеры. Однако, для стабилизации на камерах Sony достаточно установить фокусное расстояние 50 мм в настройках камеры.

В галерее ниже представлены снимки, сделанные с помощью этого объектива. В целом, они выполнены на диафрагмах ƒ/0,95 или, возможно, ƒ/1,2. Нет смысла закрывать диафрагму более, чем до значения 1,4, так как это превращает объектив в обычный, но тяжелый (1,2 кг) 50-миллиметровый объектив. Если вы привыкли использовать штатив, то вес объектива не так важен. В ясный солнечный день рекомендуется иметь при себе ND-фильтр для уменьшения количества света, попадающего на матрицу, так как при диафрагме ƒ/0,95 света будет очень много!

Говорят, что у такого сверхсветосильного объектива основная сложность заключается в фокусировке. Да, я сделал много нечетких фотографий, изучая его возможности в условиях стрит-фотографии. Тем не менее, когда фокусировка удается, результаты очень впечатляют. Крепящийся на штатив, объектив становится мощным творческим инструментом.

С этим объективом сложно быстро реагировать на быстро меняющиеся сцены. Вам понадобится удача, мастерство и настойчивость. Но если вам удастся, то результаты превзойдут все ожидания – объектив способен создавать сюрреализм и волшебство.

Технические характеристики объектива Зенитар 0.95/50

Диаметр х длина (от байонета), мм: 85,5х117,5
Вес, грамм: 1200
Байонет : Sony E
Фокусное расстояние, мм: 50
Максимальная диафрагма: 0,95
Минимальная диафрагма: 16
Число лепестков диафрагмы: 14
Формат кадра, мм: 36х24
Угол поля зрения, °: 44
Тип объектива: Стандартный
Вид объектива: Мануальный
Оптическая схема: 9 линз в 8 группах
Минимальная дистанция фокусировки, м: 0,7
Установочный размер для фильтра, мм: 72
Фокусировка: Ручная, перемещение всего блока линз
Гарантия: 24 месяца

 

Музей имени А.С. Пушкина, Москва, июнь 2023. Зенитар 0.95/50, 1/125 сек, f/0.95, ISO 200, Sony a7II

Особенности объектива

Резкость: При полностью открытой диафрагме ƒ/0.95 в центре кадра наблюдается хорошая резкость, которая постепенно переходит в нерезкость на краях. Достичь четких результатов при ƒ/0.95 - это сложная инженерная задача. На диафрагмах от ƒ/1.4 до ƒ/5.6 резкость на краях кадра постепенно улучшается, а на ƒ/8 и ƒ/11 мы видим впечатляющие результаты. Ограничение дифракции наступает на уровне ƒ/16, при этом изображение может стать немного мягче. Дифракция является физическим ограничением оптики, а не дефектом объектива. Посмотрите таблицу с тестовыми снимками ниже.

Хроматическая аберрация: Объектив Зенитар 0,95/50 демонстрирует очень хорошую производительность без какой-либо хроматической аберрации. Лишь при тщательном рассмотрении пикселей можно заметить небольшую пурпурно-синюю окантовку, которую легко можно устранить с помощью программы Adobe Lightroom.

Виньетирование: При использовании широких диафрагм наблюдается заметное затемнение углов кадра. Например, на полностью открытой диафрагме ƒ/0.95 углы будут темнее центра объектива. Затемнение углов уменьшается при закрытии диафрагмы, и на значениях диафрагмы от ƒ/8 до ƒ/16 остаются только небольшие затемненные треугольники в углах кадра. Если это вас беспокоит, учтите это при съемке и возможно скорректируйте кадрирование в постобработке.

Искажение: В углах кадра наблюдается небольшое подушкообразное искажение, характерное для подобного типа объективов. Поэтому, если требуется снимать строго параллельные линии, например, в архитектурной фотографии, то этот объектив не самый подходящий выбор. Однако, он идеально подходит для портретов и других жанров, где технические искажения не являются проблемой.

Макросъемка: Этот объектив не предназначен для макросъемки из-за своего ограничения минимальной дистанции фокусировки в 70 см.

Качество сборки и управляемость: Качество сборки Зенитар 0,95/50 заслуживает похвалы. Корпус объектива полностью металлический и оснащен короткой встроенной металлической блендой, которая защищает от бокового света.

Конструкция Зенитар 0,95/50 отличается от большинства современных объективов: кольцо фокусировки расположено ближе к корпусу, а кольцо диафрагмы (используется для настройки диафрагмы) расположено рядом с передней частью объектива. Кольцо, управляющее 14-лепестковой диафрагмой, плавно вращается от ƒ/0,95 до ƒ/16 без фиксации и промежуточных значений, что может быть не очень удобно для фотографа, но хорошо для видеографа.

На фокусировочное кольцо нанесены рельефные насечки, обеспечивающие отличную ручную фокусировку, и обладает достаточным сопротивлением для удержания фокуса. Для точной фокусировки я использовал электронную лупу видоискателя камеры, так как фокус-пикинг с этим объективом не так точен, по крайней мере, на мой взгляд.

Объектив чёрного цвета имеет шкалы расстояния и глубины резкости, обозначенные в футах и метрах. Шкалы выгравированы на объективе и заполнены белой краской. 

Бленда выдвигается из объектива на 18 мм. Её внутренняя поверхность глубокоматовая для уменьшения бликов.

Музей имени А.С. Пушкина, Москва, июнь 2023. Зенитар 0.95/50, 1/200 сек, f/0.95, ISO 200, Sony a7II

Тестовые снимки на разных значениях диафрагмы от f/0.95 до f/16

Для анализа оптических характеристик объектива, таких как оптические искажения, резкость в разных частях кадра и т.д., я обычно использую книжную полку моего сына вместо специализированных мишеней. Снимки этой полки предоставляют мне всестороннюю информацию об объективе. Я устанавливаю камеру на штатив и делаю серию снимков на всех диафрагмах, указанных на корпусе объектива.

Для увеличения изображения, просто кликните по нему. Если вы хотите рассмотреть изображение в оригинальном размере, кликните по увеличенной картинке правой кнопкой мыши и выберите команду «Открыть изображение в новой вкладке». (!) Работает только в десктопной версии сайта.

f/0.95
f/1.4
f/2.0
f/2.8
f/4.0
f/5.6
f/8.0
f/11
f/16

 

Выводы

Объектив Зенитар 0,95/50 представляет собой интересный и уникальный инструмент для фотографии. Он обладает высокой светосилой и позволяет создавать удивительные эффекты боке.

В целом, Зенитар 0,95/50 – это объектив с уникальными возможностями, который подойдет для фотографов, желающих создавать эффектные и креативные изображения с красивым боке. Он может быть особенно полезен в портретной и творческой фотографии, где можно использовать его высокую светосилу для создания сюрреалистических и магических эффектов.

На день написания обзора Зенитар 0,95/50 на сайте Зенита продается за 67 500 рублей. Для сравнения его ближайший конкурент NIKKOR Z 58MM F/0.95 S NOCT, тоже не автофокусный, предлагается под заказ в Москве за 1 350 990 рублей.

Результаты полевых испытаний

Барельеф в вестибюле станции метро «Таганская», Москва, апрель 2023. Зенитар 0.95/50, 1/80 сек, f/4, ISO 1200, Sony a7IV, Topaz DeNoise AI

Бизнес-центр «Легион», Москва, апрель 2023. Зенитар 0.95/50, 1/1600 сек, f/2.8, ISO 100, Sony a7IV

Искусствовед Михаил Сидлин, Москва, июнь 2023. Зенитар 0.95/50, 1/800 сек, f/0.95, ISO 800, Sony a7II

Музей имени А.С. Пушкина, Москва, июнь 2023. Зенитар 0.95/50, 1/320 сек, f/0.95, ISO 200, Sony a7II

Музей имени А.С. Пушкина, Москва, июнь 2023. Зенитар 0.95/50, 1/60 сек, f/0.95, ISO 200, Sony a7II

Музей имени А.С. Пушкина, Москва, июнь 2023. Зенитар 0.95/50, 1/200 сек, f/0.95, ISO 200, Sony a7II

Музей имени А.С. Пушкина, Москва, июнь 2023. Зенитар 0.95/50, 1/320 сек, f/0.95, ISO 200, Sony a7II

Музей имени А.С. Пушкина, Москва, июнь 2023. Зенитар 0.95/50, 1/400 сек, f/0.95, ISO 200, Sony a7II

Парк Горького, Москва, июнь 2023. Зенитар 0.95/50, 1/8000 сек, f/0.95, ISO 80, Sony a7II

Парк Горького, Москва, июнь 2023. Зенитар 0.95/50, 1/2500 сек, f/0.95, ISO 80, Sony a7II

Парк Горького, Москва, июнь 2023. Зенитар 0.95/50, 1/2000 сек, f/0.95, ISO 80, Sony a7II

Парк Горького, Москва, июнь 2023. Зенитар 0.95/50, 1/4000 сек, f/0.95, ISO 80, Sony a7II

Парк Горького, Москва, июнь 2023. Зенитар 0.95/50, 1/400 сек, f/0.95, ISO 160, Sony a7II

Парк Горького, Москва, июнь 2023. Зенитар 0.95/50, 1/400 сек, f/0.95, ISO 2000, Sony a7II

Крымский вал, Москва, июнь 2023. Зенитар 0.95/50, 1/3200 сек, f/0.95, ISO 2000, Sony a7II

Фотограф Игорь Мухин, Москва, июнь 2023. Зенитар 0.95/50, 1/100 сек, f/0.95, ISO 800, Sony a7II

Арт-кластер Винзавод, Москва, июнь 2023. Зенитар 0.95/50, 1/100 сек, f/8, ISO 400, Sony a7II

Арт-кластер Винзавод, Москва, июнь 2023. Зенитар 0.95/50, 1/2000 сек, f/0.95, ISO 400, Sony a7II

4-й Сыромятнический переулок, Москва, июль 2023. Зенитар 0.95/50, 1/8000 сек, f/0.95, ISO 200, Sony a7II

4-й Сыромятнический переулок, Москва, июль 2023. Зенитар 0.95/50, 1/400 сек, f/8.0, ISO 640, Sony a7II

Нижняя Сыромятническая ул., Москва, июль 2023. Зенитар 0.95/50, 1/250 сек, f/11, ISO 640, Sony a7II

Фотограф Олег Пономарёв, Москва, июль 2023. Зенитар 0.95/50, 1/1250 сек, f/1.4, ISO 640, Sony a7II

Артплей, Москва, июль 2023. Зенитар 0.95/50, 1 сек, f/11, ISO 200, Sony a7II

Артплей, Москва, июль 2023. Зенитар 0.95/50, 2 сек, f/11, ISO 200, Sony a7II

Артплей, Москва, июль 2023. Зенитар 0.95/50, 0.6 сек, f/11, ISO 1250, Sony a7II

Артплей, Москва, июль 2023. Зенитар 0.95/50, 1/80 сек, f/5.6, ISO 1250, Sony a7II

Артплей, Москва, июль 2023. Зенитар 0.95/50, 0.6 сек, f/8.0, ISO 1000, Sony a7II

Артплей, Москва, июль 2023. Зенитар 0.95/50, 0.5 сек, f/11, ISO 1000, Sony a7II

Артплей, Москва, июль 2023. Зенитар 0.95/50, 1.3 сек, f/11, ISO 400, Sony a7II

Артплей, Москва, июль 2023. Зенитар 0.95/50, 1/6 сек, f/11, ISO 400, Sony a7II

Артплей, Москва, июль 2023. Зенитар 0.95/50, 0.4 сек, f/11, ISO 400, Sony a7II

Арт-кластер Винзавод, Москва, июль 2023. Зенитар 0.95/50, 1/20 сек, f/0.95, ISO 400, Sony a7II

Арт-кластер Винзавод, Москва, июль 2023. Зенитар 0.95/50, 1/30 сек, f/0.95, ISO 400, Sony a7II


Бонус для тех, кто дочитал до конца. Интересный факт из истории сверхсветосильных объективов

Легендарный объектив Carl Zeiss Planar 50mm f/0.7

Создание киношедевров великих мастеров всегда насыщено рядом невероятных деталей. Когда речь заходит о Стенли Кубрике, такие мелочи становятся особенно острыми, придавая его фильмам глубокий смысл. Одной из таких деталей в фильме «Барри Линдон» (1975) было использование объектива Zeiss Planar 0.7, который имел свою уникальную историю и применение.

Сам объектив был создан знаменитой немецкой компанией Carl Zeiss в 1966 году. На заре космической эры, когда Луна стала объектом интереса, NASA потребовалась ультрачувствительная оптика для фотографирования обратной стороны Луны. Результатом служебного запроса стал этот исключительный объектив, позволявший снимать в условиях экстремально слабого освещения.

Повествовательный ритм «Барри Линдона» требовал уникальной эстетики. Кубрик, будучи не только режиссером, но и заядлым фотографом, постоянно искал новые визуальные решения. Он стремился передать атмосферу Викторианской эпохи так, как ранее никто не делал. Одним из способов было использование исключительно света свечей при съемках внутренних сцен.

Кадр из фильма Стенли Кубрика «Барри Линдон»

Понимая, что стандартные кинематографические объективы не способны справиться с таким заданием, Кубрик начал поиски. Их завершил Эд Ди Гулио, основатель компании Cinema Products Corp., который приспособил Zeiss Planar 0.7 для работы с камерами Mitchell BNC. Это решение позволило съемочной группе снимать сцены при естественном свете свечей, создавая неповторимую атмосферу и реалистичность картин.

Итак, благодаря объективу, изначально созданному для исследования космоса, и гению Кубрика, «Барри Линдон» оставляет зрителей в восхищении и окутывает магической атмосферой эпохи, при этом не теряя глубины и реализма.

«Барри Линдон» – это прорыв не только в сюжетной ленте кино, но и в технологии кинопроизводства. Уникальные, почти магические кадры, снятые при свете свечей, показывают, как важен выбор инструментов при создании произведения искусства.

Однако, несмотря на все технические трудности и препятствия, с которыми Кубрик и его команда столкнулись при использовании Zeiss Planar 0.7, результат стал потрясающим. Съемки при слабом освещении, которые были возможны благодаря этому объективу, подчеркивали эстетику Викторианской эпохи и внесли значительный вклад в общую атмосферу фильма.

Кадр из фильма Стенли Кубрика «Барри Линдон»

Продвинув технологию кинопроизводства вперед, Кубрик показал, что технические ограничения не должны ставить пределы творчеству. Вместо этого они могут стимулировать нас на поиски новых решений и идей, которые, в свою очередь, открывают путь для новых творческих возможностей.

Со своим бескомпромиссным стремлением к совершенству и непреклонной уверенностью в выборе средств для достижения своих целей, Кубрик учил нас, что искусство кино – это не только рассказывание историй, но и инновации, эксперименты и постоянное стремление к новому. И объектив Zeiss Planar 0.7, использованный в «Барри Линдон», является прекрасным свидетельством этого.

Несмотря на свою уникальность и способность снимать при очень слабом освещении, объектив Zeiss Planar 0.7 оказался слишком специфичным и сложным для использования в киноиндустрии, поэтому он не получил широкого распространения после его использования Кубриком в «Барри Линдон».

Кадр из фильма Стенли Кубрика «Барри Линдон»

Однако, его использовали в нескольких других проектах. Одним из таких был «Наполеон» – несостоявшийся проект самого Кубрика, который планировалось снимать при естественном освещении, воссоздавая атмосферу начала XIX века.

Стоит отметить, что часть линз из этого объектива в последствии была использована в оптических системах некоторых космических телескопов. Это, конечно, не кино, но определенно творческое применение этих уникальных объективов.

В общем, несмотря на свою неповторимость и технические возможности, Zeiss Planar 0.7 остался в истории кино как одна из уникальных особенностей «Барри Линдон» и доказательство бескомпромиссного подхода Стенли Кубрика к киноискусству.

Партнерская ссылка – Фототехника Зенит, официальный сайт